25 Декабрь 2025 Блог
К началу 2026 года российский автомобильный рынок входит в фазу новой ценовой реальности. На стоимость машин — как новых, так и подержанных — одновременно давят сразу несколько факторов: индексация утилизационного сбора, валютные колебания, усложняющ...
К началу 2026 года российский автомобильный рынок входит в фазу новой ценовой реальности. На стоимость машин — как новых, так и подержанных — одновременно давят сразу несколько факторов: индексация утилизационного сбора, валютные колебания, усложняющаяся логистика, дорогие автокредиты и высокая зависимость от импорта. При этом рост локального производства хоть и помогает сгладить ситуацию, но полностью переломить тренд уже не способен.
Однозначно ясно одно: дешёвых автомобилей в 2026 году ждать не стоит. Чтобы понять, почему именно цены будут расти и какие сегменты пострадают сильнее всего, мы в редакции GT-NEWS.RU разобрали ключевые факторы, которые сформируют рынок в новом году.
Важно: ниже — аналитическое мнение редакции, то есть мы не претендуем на истину в последней инстанции.
С 1 января 2026 года в России вступает в силу очередная индексация утилизационного сбора. Именно она станет основным фактором роста цен в новом году, поскольку напрямую влияет на себестоимость практически всех импортных автомобилей.
Для большинства моделей повышение составит от 15 до 30%, однако для отдельных категорий рост окажется значительно выше. В зоне максимального риска:
Читайте также:
Почему утильсбор так сильно влияет на цену?
Формально утилизационный сбор — это налог, но фактически он превращается в дополнительную «таможенную пошлину», которую невозможно обойти. Особенно болезненно индексация ударит по физическим лицам, ввозящим автомобили для личного пользования.
Показательный пример — Geely Monjaro. Ранее при ввозе нового кроссовера младше трёх лет действовала льготная ставка утильсбора — около 3 400 рублей. Однако уже с декабря 2025 года сумма для физлица вырастет до 842 тысяч рублей, а с 1 января 2026 года — до 1 398 000 рублей за тот же самый автомобиль.
Фактически сбор увеличивается почти в 400 раз! Что делает импорт подобных машин экономически сомнительным.
При этом автомобили мощностью до 160 л.с. остаются в более выгодном положении — для них льготные ставки (3,4–5,2 тыс. рублей) сохраняются.
Читайте также:
Если для автомобилей с ДВС индексация выглядит болезненной, то для электрокаров и последовательных гибридов ситуация ещё жёстче.
Новые правила предусматривают льготный утильсбор только для моделей с 30-минутной мощностью до 80 л.с. Всё, что превышает этот порог, автоматически попадает под коммерческие коэффициенты.
Пример — Li Auto L9.
Ранее утильсбор для этого гибридного кроссовера составлял около 3,4 тыс. рублей. Теперь:
до конца 2025 года — 1 828 000 рублей;
с 1 января 2026 года — 2 520 000 рублей.
Механика расчёта проста: базовая ставка (20 000 рублей) умножается на повышенный коэффициент, который в 2026 году вырастет до 126. Именно этот фактор и объясняет резкий скачок итоговой суммы.
Читайте также:
Если суммировать эффект от нового утильсбора, то в 2026 году наиболее заметный рост цен ожидается в следующих сегментах:
Менее болезненно рост цен затронет бюджетные модели и автомобили российской сборки. Однако даже они не останутся в стороне, например, АвтоВАЗ уже фактически подтвердил, что повышение цен на Lada в 2026 году неизбежно.
Читайте также:
Валютный фактор: риск, который сложно застраховать
Даже при относительно стабильном рубле автопроизводители традиционно закладывают в цены валютную «подушку безопасности». В 2026 году этот фактор становится ещё более значимым из-за высокой зависимости рынка от китайских поставок.
Сегодня большинство автомобилей, продающихся в России, так или иначе привязаны к юаню. В CNY номинированы:
Даже колебание курса юаня на 5–7% приводит к пересмотру прайсов. А с учётом геополитических и торговых рисков экономисты не исключают более резких скачков валюты, чем в 2024–2025 годах.
В 2026 году логистическая составляющая остаётся дорогой. Альтернативные маршруты перегружены, сроки доставки нестабильны, а стоимость перевозок по ряду направлений может вырасти ещё на 10–15%.
Дополнительный фактор — рост стоимости страхования грузов. В пересчёте на один автомобиль это добавляет к себестоимости от 8 до 20 тысяч рублей, которые в итоге перекладываются на покупателя.
Локальное производство: помощь есть, но чуда не будет
Российские сборочные площадки действительно частично снижают зависимость от импорта, однако:
до 60–80% комплектующих всё равно остаются иностранными;
рост цен на компоненты напрямую влияет на финальную стоимость.
Даже модели, собираемые в России, в 2026 году подорожают — в среднем на 3% только за счёт удорожания деталей и логистики.
Высокие процентные ставки делают покупку автомобиля менее доступной, даже если формальная цена в прайсе меняется незначительно. Государственные программы поддержки охватывают лишь ограниченные сегменты, а дилерские субсидии не компенсируют общую нагрузку.
Позитивный момент — постепенное снижение ключевой ставки Банком России. Если тренд сохранится, к концу 2026 года автокредитование может стать чуть доступнее, однако быстро это на рынке не отразится.

Вторичный рынок традиционно следует за первичным. Рост цен на новые машины автоматически подтягивает стоимость б/у автомобилей — это фундаментальный рыночный механизм.
Особенно заметным рост окажется в сегменте импортных подержанных машин. Обновлённый утильсбор фактически ставит барьеры для их ввоза физлицами, особенно если мощность двигателя превышает 160 л.с. В результате предложение сокращается, а цены растут.
Мы не исключаем, что в 2026 году вторичный рынок может дорожать даже быстрее, чем рынок новых автомобилей.

Признаемся честно: позитивных новостей в отрасли немного. Но теоретически возможен сценарий, при котором в 2026 году ситуация начнёт постепенно смягчаться.
Если произойдёт частичная нормализация внешнеполитической обстановки, ключевая ставка продолжит снижаться, а крупные автоконцерны начнут осторожно возвращаться на рынок — это может привести к усилению конкуренции и сдерживанию роста цен.
В таком случае покупатели получат более широкий выбор знакомых моделей, а импорт перестанет быть вынужденной альтернативой. Одним из первых кандидатов на возвращение в подобном сценарии мы считаем Hyundai — подробно мы разбирали это в отдельном материале.
Читайте также:
