10 Август 2023 Блог
Переход к экологически чистому транспорту, включая электромобили такси, – это тренд последних лет и важный шаг для создания более комфортных условий для жизни горожан. Электрокары в таксопарках поспособствуют не только уменьшению вредных выбросов в о...
Переход к экологически чистому транспорту, включая электромобили такси, – это тренд последних лет и важный шаг для создания более комфортных условий для жизни горожан.
Электрокары в таксопарках поспособствуют не только уменьшению вредных выбросов в окружающую среду, улучшению воздуха и снижению шума, но также станут более выгодной альтернативой машинам с ДВС.
О преимуществах и недостатках электромобилей в такси редакции GT-News.ru рассказал Александр Сероштанов – директор китайского дивизиона компании China Car Club, которая экспортирует новые авто из Китая.
Все про российский электромобиль ATOM продажи которого начнутся в 2025 году (но уже сейчас многие таксопарки оформляют предзаказ).
Подробнее
Если говорить о преимуществах и недостатках электромобилей в российских службах такси, то это тема для отдельного детального разбора.
Если вкратце, то важнейшее преимущество электротранспорта — экономия на топливе. По приблизительным оценкам, машины на электротяге в 5 раз экономичнее авто с ДВС. При этом отбить половину стоимости нового электрокара можно примерно за три года. Сюда же добавим низкие операционные расходы на техническое обслуживание электромобилей и замену запчастей.
Кроме этого, электрокары в таксопарках обеспечивают экологическую безопасность, повышают уровень комфорта для пассажиров и улучшают имидж службы такси, что также способствует привлечению новых клиентов.
Получить дополнительную прибыль также помогает государство, которое внедряет различные программы, субсидии и льготы для обладателей машин на электротяге, но эта помощь пока не такая значительная, как хотелось бы собственникам транспортных компаний.
При этом не стоит забывать, что создание таксопарка с электрокарами имеет ряд ограничений. Основная преграда — высокие инвестиционные затраты на покупку новых машин на электротяге, которые стоят дороже схожих моделей с ДВС. Еще одна помеха в становлении электротаксопарков — неразвитая инфраструктура для поддержки электромобилей и отсутствие достаточного числа зарядных станций, особенно в регионах. Это точно создаст проблемы таксистам, работающим в отдаленных районах или на длинных маршрутах.
Также отметим ограниченную дальность поездки на одной зарядке, которая при этом требует большего времени, чем заправка традиционных автомобилей. У аккумуляторов электротранспорта ограничен срок службы, а полная замена батарей – дорогое удовольствие.
В России пока еще не решен вопрос с утилизацией отработанных электромобилей. В Китае, например, действует соответствующая госпрограмма.
Можно сказать, что собственники таксопарков и пассажиры смогут в полной мере оценить преимущества электромобилей только в том случае, если государство будет более активно поддерживать развитие электротранспорта на возобновляемых источниках энергии.
Такси тоже относятся к общественному транспорту и давно стали неотъемлемой частью городской транспортной системы. Будущее определено за машинами на электротяге, поэтому активное внедрение электрокаров в такси — вопрос обозримого будущего.
При разработке бизнес-стратегии таксопарка выбор оптимальных моделей электромобилей для предоставления услуг пассажирских перевозок играет далеко не последнюю роль.
Мы не будем затрагивать автомобили представительского уровня наподобие Maybach – у китайцев их не так много, да и для стандартного таксопарка они вряд ли подходят.
Такие дорогие авто чаще используются для встречи почетных гостей и делегаций. Рассмотрим три электрокара, которые, на наш взгляд, сегодня станут наиболее оптимальным решением для российских электротаксопарка в силу своих ходовых качеств, доступности, комфорта, пробега на одной зарядке и других технических характеристик.
У этих моделей схожие пропорции и некоторые дизайнерские решения, но «китаец» немного крупнее. Основная особенность BYD D1 – сдвижная задняя дверь на электроприводе с правой стороны (как у минивэнов) и стандартная распашная дверь слева. Такая ассиметричная конструкция способствует более удобной посадке пассажиров и перевозке крупногабаритных грузов.
Хэтчбек BYD D1 с форм-фактором компактвэна выше и вместительнее традиционных седанов, часто используемых в такси, например, Solaris, Vesta и Polo. В салоне больше места для ног и головы, износостойкие отделочные материалы, а также кресла со специальным долговечным наполнителем.
Электромобиль оборудован системой помощи водителю, которая следит за его состоянием, посылает сигналы и останавливается, если человек заснул за рулем. Такая система особенно актуальна для такси, где водители могут нарушать режим труда и отдыха.
Если говорить о технических параметрах, то электрокар BYD D1 оборудован мотором мощностью 136 л.с. и крутящим моментом 180 Нм.
Литий-железо-фосфатный аккумулятор емкостью 70 кВт/ч обеспечивает запас хода до 418 км по циклу NEDC. Максимальная скорость машины ограничена 130 км/ч. Цена хэтчбека BYD D1 «под ключ» с растаможкой и доставкой в Москву — примерно 2,8 миллиона рублей (213 тысяч юаней или 30 тысяч долларов).
В основе этого китайского электрокара лежит модель Geely Emgrand GS с двигателем внутреннего сгорания. В рекламных буклетах производитель назвал свое детище «лучшим электромобилем в Восточном полушарии». Впрочем, модель 2019 года сегодня может не соответствовать такому высокому титулу.
Geely Geometry C – автомобиль гольф-класса и более бюджетный вариант из всех доступных электрокаров с такими габаритами. Модель больше всего подходит под типичное представление об автомобилях такси. По форм-фактору, габаритам, салону и архитектуре шасси китайский электромобиль похож на Kia Rio X-Line.
Пятидверка поставляется в двух исполнениях: с литий-ионным аккумулятором на 53 или 70 кВт/ч. Мощность электродвигателя составляет 200 л. с., крутящий момент — 310 Н*м. Максимальная скорость модели ограничена на отметке 150 км/ч. По заявлению производителя, запас хода составляет 400-550 км на одной зарядке по циклу NEDC. Стоит Geely Geometry C от 2,5 миллиона рублей (192 тысячи юаней, 27 тысяч долларов) «под ключ» с растаможкой и доставкой в Москву.
Пятиметровый бизнес-седан 2022 года выпуска оказался в одном классе с Volvo S90 или Genesis G80. Новинка оснащена безрамочными дверьми, на которых нет привычных рукояток (замки отпираются кнопками на подлокотниках). В максимальной комплектации сидения обиты кожей наппа – отличный вариант для бизнес-класса.
Поставляется модель в разных версиях с запасом хода от 525 до 717 км по циклу CLTC. При этом емкость аккумулятора составляет 78,54 – 90 кВт/ч. Мощность двигателя 272 – 544 л.с. Крутящий момент достигает 720 Н*м. Автомобиль может разогнаться до 180 км/ч.
Стоимость Leapmotor C01 составляет от 3,0 миллиона рублей (226 тысяч юаней, 32 тысячи долларов) «под ключ» в Москве с учётом растаможки.
Даже китайские бензиновые машины такого класса сейчас продаются от 3 миллионов и выше. А если говорить о Toyota Camry, Kia K5 или Hyundai Sonata, то они стоят гораздо дороже и поставляются в Россию в рамках параллельного импорта.
При этом электрический «китаец» обладает более вместительным салоном по сравнению с корейскими и японскими бензиновыми моделями. Плюс ко всему «электричка» динамичнее, комфортнее и современнее по салону.
Отметим, что для всех рассмотренных электрокаров реальный запас хода в городских условиях будет намного меньше, чем заявляют производители – рассчитывайте примерно на 65% от максимального значения. Например, если указан запас хода 500 км, то электрокар точно пройдет 325 км (может чуть больше). Однако для такси бизнес-класса этого вполне достаточно.
Это не говорит о том, что у россиян какой-то странный вкус, а скорее подтверждает факт: в России электромобиль — это пока что не привычное средство передвижения (как в том же Китае), а показатель статуса владельца, его прогрессивности и экстравагантности. Электрокар вряд ли станет одной машиной в семье, а скорее второй или даже третьей.
Российский рынок электромобилей только формируется: ежегодные продажи пока не преодолели отметку 10 тысяч штук. Переход на «батарейный» транспорт постепенно идет: к примеру, уже локализована сборка электромобилей Москвич 3Е и Evolute i-Pro. Однако их эксплуатация в каршеринге и такси не массовая.
В этом и заключается проблема. Электротакси в России – это пока что единичные случаи и малочисленные таксопарки. Например, первый такой сервис по перевозке людей на электрокарах открылся и работает в Сочи, предоставляя услуги жителям и гостям курортного города. В планах владельца компании – развивать инфраструктуру и соединить Сочи и Москву сетью быстрых зарядных станций на федеральной трассе М-4 «Дон».
В том же Китае государство активно поддерживает электрический транспорт, включая такси. Если в нашей стране воспользуются опытом соседей, и московские или региональные власти решат поддержать электротаксопарки, то эта сфера будет развиваться куда активнее. Пока же предприниматели опасаются менять бензиновые машины на электрические и пересматривать бизнес-план таксопарка.
Несмотря на различные преграды с повсеместным внедрением электрокаров в российские таксопарки, перспективы в этом направлении определенно есть. Это сегодня наглядно показывает и доказывает Китай, где эксплуатация электромобиля – это привычное дело. В Поднебесной уже практически весь каршеринг электрический, а электротаксопарки развиваются семимильными шагами. Вероятно, в России ситуация повторится – вопрос, когда?