23 Октябрь 2025 Новости
Минэкономразвития представило на общественное обсуждение законопроект, который вносит корректировки в Воздушный кодекс и закон о парниковых газах. Инициатива нацелена на подключение России к международной схеме CORSIA по компенсации авиационных выбросов, при этом эксперты допускают, что это может спровоцировать рост издержек для бизнеса и населения и даже увеличить общий объем эмиссий.
Как следует из документа, авиакомпании России с годовыми выбросами свыше 10 тыс. тонн СО₂-эквивалента будут обязаны предоставлять соответствующую отчетность. Начиная с 2031 года, им потребуется компенсировать эмиссии посредством приобретения углеродных единиц. По словам заместителя министра экономического развития Максима Колесникова, внедрение стандартов CORSIA в российское законодательство обеспечит доступ к стабильному спросу на российские углеродные единицы и может поддержать их стоимость на уровне 70-90 долларов США.
Вместе с тем в материалах, сопровождающих законопроект, отсутствует оценка потенциальных расходов авиакомпаний. Согласно информации российского представительства международной компании Earthood, затраты отечественных авиаперевозчиков на компенсацию выбросов в период с 2027 по 2035 год могут достичь от 61 до 258 млрд рублей. Невыполнение правил CORSIA, которые с 2027 года станут обязательными для всех государств-членов ИКАО, повлечет за собой штрафные санкции, однако их размер и механизм применения пока не установлены.
Наиболее спорным моментом законопроекта стал предлагаемый механизм имплементации. Действующая редакция предполагает введение "отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов". Их перечень и круг регулируемых организаций будут определяться отраслевыми органами власти. Это создает прецедент для значительного расширения числа компаний, подпадающих под углеродное регулирование, поскольку в настоящее время подобные требования применяются исключительно к организациям с годовой эмиссией более 50 тыс. тонн СО2-эквивалента, независимо от отрасли.
Ни текст законопроекта, ни пояснительные материалы не конкретизируют, какие именно меры могут быть отнесены к "отраслевым". В международной практике наиболее распространены квотирование выбросов или введение углеродного налога. В настоящее время система квотирования в пилотном режиме функционирует только в рамках Сахалинского эксперимента, результаты которого будут подведены в 2028 году. В ходе его реализации уже высказывались различные мнения об эффективности тестируемых инструментов, и существуют сомнения в их практической ценности.
По мнению Владимира Лукина, руководителя органа по валидации и верификации ООО "Кэпт Верификация", не следует преувеличивать значение отраслевой инициативы. CORSIA выступает внешним драйвером, способным содействовать развитию углеродного рынка в России и стимулировать компании реализовывать климатические проекты с возможностью монетизации. Однако правила и стандарты развития инициативы пока определены лишь в общих чертах и будут эволюционировать. Если же рассматривать участие России в CORSIA как катализатор для трансформации всей системы регулирования выбросов на национальном уровне, это может привести к преждевременным решениям из-за высокой степени неопределенности.
Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее отмечали, что распространение "Сахалинской модели" на всю страну не представляет собой эффективного решения. Это не позволит достичь ни одной из ключевых целей климатической политики: ни увеличения бюджетных поступлений, ни защиты от "трансграничного углеродного налога" ЕС, ни успешной интеграции в мировой углеродный рынок согласно статье 6 Парижского соглашения.
Что касается углеродного налога, то его потенциальное введение в России, по оценкам ИНП РАН, способно вызвать значительный рост цен на основные товары: электроэнергию (до +25%), тепловую энергию (до +80%), минеральные ресурсы (до +35%) и удобрения (до +50%). В совокупности это может усилить инфляцию и лишить перспектив развития целые отрасли экономики.
Лукин также подчеркивает, что меры регулирования должны быть ориентированы на стратегически важные технологии и решения, приоритеты которых пока не определены. Введение дополнительных мер углеродного регулирования может оказаться преждевременным и способно дать обратный эффект. Российский бизнес крайне чувствителен к новым регуляторным нагрузкам, которые могут привести к отсрочке инвестиционных и модернизационных программ. В конечном итоге это может не сократить, а увеличить объем выбросов из-за нереализованного модернизационного потенциала.
Руководитель Минэкономразвития Максим Решетников ранее неоднократно заявлял, что власти будут продолжать придерживаться "мягкой модели" регулирования, основанной на обязательной отчетности и добровольном характере климатических проектов. Однако текущий законопроект, предоставляющий ведомствам широкие полномочия по введению отраслевых мер, может свидетельствовать о резком изменении позиции. Остается нерешенным вопрос о причинах таких изменений и о наличии у правительства качественной оценки рисков.
Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/