Параллельный импорт с 1 апреля 2024 года: все изменения, подорожание автомобилей, утильсбор и растаможка через Казахстан, Кыргызстан, Армению и Беларусь

Параллельный импорт с 1 апреля 2024 года: все изменения, подорожание автомобилей, утильсбор и растаможка через Казахстан, Кыргызстан, Армению и Беларусь

7 Апрель 2024 Блог

C 1 апреля 2024 года в России подорожали автомобили поступающие на рынок по параллельному импорту. Все дело из-за нового порядка расчета таможенных платежей на машины ввозимые через страны ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан, Армения и Беларусь). Если быть т...

C 1 апреля 2024 года в России подорожали автомобили поступающие на рынок по параллельному импорту. Все дело из-за нового порядка расчета таможенных платежей на машины ввозимые через страны ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан, Армения и Беларусь).

Если быть точнее, то дело в увеличении утилизационного сбора, на автомобили которые были растаможены через третьи страны ЕАЭС, а потом завезены в Россию.

Простыми словами, с 1 апреля 2024 года больше нет никакой экономической выгоды растамаживать автомобиль в Кыргызстане, Казахстане, Беларуси или Армении, а потом завозить в Россию. Всю сумму которую удастся сэкономить в этих странах, будет включена в состав утильсбора.

Для тех кто завозил автомобили напрямую в Россию, ничего не изменится.

Сразу отметим: параллельный импорт после 1 апреля 2024 года как работал, так и продолжит работать, просто цены на машины вырастут.

Вот реальный пример: популярный в России кроссовер – Geely Monjaro, до 1 апреля являлся “звездой” параллельного импорта. Т.к такую новую модель в Россию можно было привезти (по параллельному импорту) за 3 500 000 рублей (“под ключ”), это при условии, если растамаживать в Кыргызстане. А если такой же автомобиль привезти напрямую в Россию, то выйдет уже 4 500 000 рублей. Получаем существенную выгоду в миллион рублей!

Но с 1 апреля 2024 года всю выгоду которую можно было сэкономить, например, через Киргизию, будет учтена в утилизационном сборе. Причем это касается как юридических лиц (компаний), так и физических.

Такое правило касается традиционных автомобилей с ДВС, но с параллельным импортом электромобилей и последовательных гибридов все еще жестче.

А что будет с параллельным импортом электромобилей и последовательных гибридов?

Li Auto L9 2024
Li L8 2024




С 1 апреля 2024 года электромобили и последовательные гибриды можно будет привозить только напрямую в Россию. Т.е через страны таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Армению) привозить электромобили больше нельзя.

Разумеется это повлияет на стоимость популярных электромобилей Zeekr, а также последовательных гибридных кроссоверов Lixiang (Li Auto L9, L8 и L7) и автомобилей марки Voyah.

Если электромобили и гибриды бренда Voyah можно купить в России официально, то представительства Zeekr и Lixiang у нас нет. Хотя “Зикры” занимают первое место среди всех проданных электромобилей на российском рынке, например, в марте 2024 года было реализовано 1216 моделей бренда Zeekr, это почти 50% от всего количества проданных новых электромобилей на российском рынке.

На сколько именно вырастут цены?

Точную сумму или процент трудно назвать, все зависит от конкретного автомобиля. Но логично предположить, что цены на автомобили привезенные по параллельному импорту вырастут на ту сумму, которую ранее можно было сэкономить растамаживая автомобиль через страны ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Армению).

Например, кроссовер Geely Monjaro уже не купишь за 3 500 000 рублей, а только за 4 500 000 рублей.

Также издание “Autonews” составила сводную таблицу о том, как изменились цены в апреле 2024 года на автомобили поставляемые по схеме параллельного импорта.

Таблица составлена изданием “Autonews”.


Почему стоимость растаможки на столько дешевле в странах ЕАЭС?

Растаможка и покупка праворульных авто в Японии для России в 2022 году

В каждой стране таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан, Армения и Беларусь) индивидуальные тарифы на растаможку. Но в целом, везде дешевле чем в России, например, если НДС Киргизии 12%, то в России все 20%, а в Беларуси вообще его нет.

Вдобавок в этих странах есть льготы, например, в Беларуси определенной категории граждан (инвалидам и многодетным семьям) доступна скидка на растаможку целых 50%!

Плюс ко всему, в некоторых странах можно было занижать реальную стоимость автомобилей. К слову, именно из-за занижения стоимости, Минпромторг РФ опубликовал перечень средней стоимости, в который вошли 3374 автомобилей, для того, чтобы на него могла ориентироваться ФТС. Список будет обновляться каждый квартал.

Как точно теперь будет рассчитываться утильсбор на автомобили растаможенные в странах ЕАЭС?

Правительство РФ опубликовало специальную формулу:

УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка

Если не вдаваться в математические расчеты, то вся недоплаченные платежи при растаможки в странах ЕАЭС, теперь будут учитываться в составе утилизационного сбора.

Так что в итоге будет с параллельным импортом?

С 1 апреля 2024 года параллельный импорт как был, так и останется, но автомобили привозимые по данной схеме стали дороже. Простыми словами, кто хочет купить, например, японский или европейский автомобиль, он сможет его купить, но только еще дороже чем раньше.