11 Апрель 2023 Блог
Редакция GT-News.ru подготовила подробный материал о покупке авто в Белоруссии в 2023 году, а также последующей растаможки в России. Подробный чек-лист, советы при покупке, все затраты, площадки и автомобильные рынки, а также о том какие автомобили...
Редакция GT-News.ru подготовила подробный материал о покупке авто в Белоруссии в 2023 году, а также последующей растаможки в России. Подробный чек-лист, советы при покупке, все затраты, площадки и автомобильные рынки, а также о том какие автомобили нужно растамаживать из Белоруссии, а какие нет (ведь страна является участником Таможенного Союза (ЕАЭС).
Белорусский автомобильный рынок долгое время остается привлекательным для россиян, рассматривающих вариант покупки «свежей» б/у иномарки.
В отдельные периоды, которые были ознаменованы серьезными скачками курсовых разниц при обмене валют, в РБ становилось выгодным приобретение не только подержанных, но и новых авто, предлагаемых в официальных дилерских салонах Белоруссии.
В 2023 году ситуация с ценами остается благоприятной: многие модели легковых автомобилей здесь предлагаются дешевле, чем в России, а сам рынок продолжает поддерживать высокий уровень предложения.
Республика Беларусь граничит со странами Евросоюза, поэтому сюда продолжают активно завозиться б/у автомобили из европейских стран.
Относительная близость к прибалтийским морским портам также делает очень удобным использование маршрута по доставке техники из США (расстояние от Клайпеды до Минска составляет 480 км., от Минска до Москвы 720 км., а от Минска до Санкт-Петербурга 830 км.) Еще одним стимулом к покупке авто в Беларуси гражданами России выступает простота оформления сделок плюс минимальный список дополнительных платежей.
В большинстве случаев оплачивать приходится лишь утилизационный сбор, оформление СБКТС и ЭПТС, а также постановку авто на российский регистрационный учет.
Республика Беларусь является государством-членом Таможенного Союза (ЕАЭС), поэтому приобретение здесь гражданином РФ транспортного средства не станет требовать подобных расходов. Отдельные исключения будут присутствовать лишь в случаях, когда приобретается электромобиль, который был ввезен в РБ из-за границы с нулевой ставкой таможенной пошлины и нулевым НДС.
В этой связи россиянам, планирующим приобрести авто в Беларуси, применительно к «растаможке» стоит помнить о двух основных моментах:
Для справки: появление льготы по Указу №140 активизировало деятельность посредников, которые стали подыскивать льготников для их участия в растаможке ввозимых из Европы и США автомобилей. Это привело к тому, что начиная с 2020 года, белорусские инвалиды и многодетные родители стали массово «скупать» дорогие иномарки, преимущественно – электрические Tesla. С течением времени этой ситуацией заинтересовались работники налоговой службы, которые начали требовать от льготников предоставления информации об источниках получения доходов, связанных с покупкой дорогостоящих автомобилей. В качестве альтернативы предлагалось уплатить налог на неучтенный доход либо 50% растаможки. В настоящее время судебные решения по этим делам по-прежнему не вынесены, но сама ситуация привела к тому, что число желающих льготно растаможить автомобиль резко сократилось.
На протяжении многих лет Республика Беларусь является популярным направлением для «перегонщиков» и покупателей б/у автомобилей из России, что позволило собрать большой объем полезной информации для тех, кто не имеет опыта посещения Беларуси и покупки там транспортного средства:
При покупке авто в РБ иностранному гражданину также рекомендуется провести минимальный набор нетехнических проверок. Для этого достаточно воспользоваться следующими сервисами:
По состоянию на начало 2023 года в Белоруссии продолжают работать многочисленные дилерские центры, однако, как и российский, белорусский рынок тоже очень сильно просел по итогам 2022 года (минус 63,2%). Многим автодилерам приходится распродавать остатки машин, а также менять формат работы, превращаясь в мультибрендовые салоны. То есть в шоурумах легко можно встретить конкурирующие марки.
Главным же трендом на белорусском рынке новых авто стал массовый приход китайских брендов. Первое место по продажам легковых авто в Беларуси уверенно держит Geely, а в десятке самых продаваемых машин находятся модели Coolray, Atlas Pro и Tugella. В ТОП-10 также широко представлена марка Lada (Vesta, Largus, Niva Legend, Granta), а оставшиеся места занимают корейские Kia Rio и немецкие Volkswagen Polo.
Для тех, кто подыскивает себе в РБ автомобиль с пробегом, стоит обратить внимание на крупнейшие в стране интернет-площадки с объявлениями:
Самый же крупный рынок в Беларуси по продаже подержанных автомобилей находится в пределах столицы – он называется «Ждановичи» и располагается вблизи МКАД на ул. Тимирязева (53.93657, 27.46397).
Также в накладные расходы придется включить оплату проезда до Беларуси, проживание в гостинице или съемной квартире, услуги такси, питание и т. д.
Перед тем как отправляться в Республику Беларусь за автомобилем, стоит четко определиться с объектом покупки – новое или б/у транспортное средство. Машины без пробега будут предлагаться только в автосалонах и шоурумах, с полным переоформлением и расчетом через белорусские рубли.
Приобрести машину с пробегом также можно в посреднических компаниях, но наиболее выгодные предложения традиционно делают частники.
С ними преимущественно расчет будет вестись в долларах США, поэтому перед поездкой рекомендуется заранее приобрести данную валюту, дабы не терять на комиссиях при конвертации российских рублей в доллары в белорусских банках.
Гарантий того, что приобретаемая машина будет реально иметь заявленный пробег, не даст никто. «Скруткой» километров грешат абсолютно все белорусские перекупщики и, в наименьшей степени, частники – исключительно в случае с дорогостоящими автомобилями. Проверку технического состояния авто рекомендуется проводить на СТО или сразу на нескольких. В минимальный набор инструмента для осмотра б/у машины обязательно должен входить толщиномер.
При покупке «свежепригнанного» автомобиля из Европы рекомендуется уточнить страну ввоза. Если машина была привезена из Литвы или Латвии, крайне велики риски получить «конструктор» либо машину с тщательно и очень качественно замаскированными дефектами.
Оптимальный вариант, если перегонщик имеет на руках документы, подтверждающие покупку авто в немецком, французском или итальянском шоуруме. Важно обратить внимание на дату пересечения автомобилем границы. Это позволит оценить время, в течение которого перегонщик пытается продать иномарку: если она не продается несколько месяцев, у нее либо сильно завышена цена, либо авто имеет технические проблемы.
Покупка же б/у автомобилей, прибывших из США через прибалтийские порты, должна сопровождаться тщательной проверкой техсостояния транспортного средства и качества сделанного ремонта. В подавляющем большинстве такие машины прибывают в Беларусь битыми или в виде «утопленников», после чего восстанавливаются и выставляются на продажу. Если речь идет о дорогостоящем авто из Штатов, приобретенном через белорусского посредника-льготника (Указ №140), особое внимание стоит уделить юридической чистоте оформления сделки.