10 Апрель 2023 Блог
Редакция GT-News.ru подготовила большой материал о покупке авто в Китае в 2023 году и последующей растможки в России. Мы рассказали о рисках, преимуществах, стоимости растаможки (с примерами расчетов), а также о нюансах растаможки электромобилей и от...
Редакция GT-News.ru подготовила большой материал о покупке авто в Китае в 2023 году и последующей растможки в России. Мы рассказали о рисках, преимуществах, стоимости растаможки (с примерами расчетов), а также о нюансах растаможки электромобилей и ответили на вопрос – “почему в Китае намного дешевле автомобили чем в России?”.
Весь 2022 год российский автомобильный рынок перестраивался под новые реалии, что часто проходило весьма сумбурно и мешало местным производителям спланировать свою дальнейшую работу в условиях глобальных санкций.
Дефицита новых автомобилей избежать не удалось, и во многом по этой причине цены на машины стали стремительно расти. Рядовой же покупатель стал все чаще посматривать в сторону «заграницы», откуда в частном порядке можно было пригнать новое или хотя бы просто «свежее» авто.
К концу прошлого года многие крупные российские предприятия нашли выход из кризиса в тесном сотрудничестве с китайскими автопроизводителями.
До и в целом стремительно масштабирующийся китайский автопром после ухода из России европейских брендов, по сути, получил российский рынок в свое полное распоряжение. А ведь помимо двух основных каналов поставок машин из Поднебесной – официальных через дилеров и в виде сборки машинокомплектов на российских заводах – вполне работоспособным оказался еще один.
Это «параллельный импорт», который, впрочем, существовал и до кризиса, но не проявлялся в столь крупных масштабах.
Сегодня в России функционирует масса компаний и просто посредников, готовых посодействовать в пригоне иномарки из США, Японии, Южной Кореи, Казахстана, ОАЭ.
Есть в этом списке и Китай, причем, эта страна вполне готова стать главным поставщиком новой и подержанной автомобильной техники для россиян, пригоняющих машины в частном порядке. Тем более, что цены на машины в Китае намного демократичнее, чем в России, притом, что это не только касается китайских брендов, но европейских и японских тоже.
Но есть и интересная особенность, которая связана с предпочтениями рядовых китайцев. Даже сегодня в стране, где количество местных автомобильных брендов исчисляется многими десятками, много рядовых покупателей покупает автомобили европейской, японской или американской марки.
Также в Китае много совместных предприятий с мировыми производителями, выпускающих автомобили под марками Volkswagen, BMW, Audi и Mercedes.
Менее широко, но в достаточном ассортименте здесь представлены и корейские бренды, и японские, что позволяет сделать один главный вывод: выбор автомобилей в Поднебесной максимально широкий, а огромная конкуренция заставляет местные автозаводы не проявлять свои аппетиты при накрутке цен.
Как результат, современному российскому автолюбителю, посматривающему в сторону Китая в 2023 году, кажется, что машины здесь продаются откровенно дешево. А это, в свою очередь, позволяет рассчитывать на выгодную покупку даже с учетом оплаты таможенной пошлины, которая, напомним, для техники возрастом 0-3 года составляет внушительные 48%.
Главным стимулом, побуждающим пригнать авто из Китая в Россию в 2023 году, остается очень высокий «ценник» на машины из КНР, предлагаемые официальными дилерами на российском рынке.
Более того, даже аналогичные модели российского производства странным образом прибавляют в стоимости (сказывается дефицит вызванный уходом многих автомобильных марок).
Показательным примером может послужить кроссовер JAC Jiayue X4, который в России официально продается под названием JAC JS4, и он же является перелицованным Москвичом 3:
И таких примеров множество, причем, иногда разница в цене заметно превышает 100%:
Почему так происходит? Причин много, и все они лежат на поверхности. Прежде всего, российский автомобильный рынок узнал, что такое настоящий дефицит, а резко возросший спрос при падении объемов предложения неизбежно приводит к повышению цен.
Второе – это издержки, которые приходится нести дилерам. Нужно понимать, что они также растамаживают пригоняемые автомобили, но сверху платят еще и 20-процентный НДС, который берется с общей суммы (цена авто + пошлина + прочие обязательные сборы).
Сюда же следует добавить расходы на логистику и оплату труда задействованного персонала, а также затраты на гарантийную поддержку, которая в большинстве случаев предлагается на 2 года.
Дефицит и отсутствие конкуренции становятся очень благоприятными условиями для того, чтобы диктовать собственные цены. Но, в конечном итоге, все упирается в покупателя: если в России есть потребители, готовые платить за китайские машины почти в 3 раза больше их стоимости в КНР, такие предложения будут присутствовать на рынке. Пока же наши эксперты фиксируют «необоснованность отечественного ценообразования» и не могут спрогнозировать, когда отечественный рынок придет в норму.
Китай – это огромная витрина новых и б/у машин различных марок, в том числе европейских, поэтому при желании пригнать из Поднебесной машину необязательно рассматривать варианты лишь с местными брендами.
Еще в 2019 году многие СМИ пестрели заголовками о том, что центр мирового производства автомобилей постепенно смещается в Китай.
К слову, с этого же года китайское правительство разрешило продажи за рубеж б/у техники, что было сделано для увеличения спроса на новые машины местного производства. Все это открыло возможности по покупке в Китае подержанных Mercedes-Benz, BMW, Audi, которые были собраны на китайских же заводах.
Кроме того, среди таких б/у машин и сейчас достаточно легко найти «свежие» экземпляры, поскольку в стране популярны сделки trade-in, да и сами китайцы могут себе позволить менять автомобили после 3-5 лет владения ими.
Чем может быть интересна машина европейской марки, собранная в Китае? Ценой! Чтобы пригнать в Россию машину 2022-2023 года, оснащенную ДВС, придется заплатить 48% растаможки, которая будет рассчитывать на основе той суммы, что указана в инвойсе.
Показательным может стать пример и с электрокарами, за ввоз которых в Россию в 2023 году из Китая придется уплатить таможенную пошлину в размере 15%.
Таким образом, даже если сделать скидку на разницу в комплектации или, например, на качество сборки, то сегодня достаточно легко найти примеры, где растаможка авто из Европы будет почти вдвое выше, чем растаможка аналогичного легкового автомобиля из Китая без учета накладных расходов.
Процесс покупки и растаможки транспортного средства в Китае для гражданина России во многом схож с аналогичной покупкой машины в Японии.
Обязательным звеном здесь становится посредник – логистическая компания, которая берет на себя задачу по выкупу (а при необходимости и подбору) автомобиля и его доставке на таможню.
При этом спецификой китайского рынка можно считать отсутствие аукционов. Идеальным местом, где можно найти подходящий вариант, остаются специализированные интернет-сайты с досками объявлений, где за дополнительную плату (3-5%) машина проверяется на предмет наличия поломок и дефектов.
Иногда эта плата взимается как комиссия, поэтому перед ознакомлением с предложением такой площадки следует навести справки о дополнительных платежах.
Следующая статья расходов – таможенные платежи, куда будет входить не только пошлина, а также таможенный и утилизационный сбор, но и оплата услуг таможенного брокера.
Далее растаможенный автомобиль потребует оплаты услуги по оформлению СБКТС и ЭПТС, а также платы за нахождение транспортного средства на СВХ (7 дней, плюс за каждый день посуточно). Остальные расходы будут зависеть от того, где на территории России покупатель сможет забрать свой автомобиль.
В настоящее время дилерские компании наладили маршрут доставки машин во Владивосток, так как перевозить большие партии техники морем оказалось очень удобно. В качестве альтернативы применяются иные маршруты, в том числе через Казахстан.
Примерная стоимость такого автомобиля в Китае составляет 83500 юаней или в пересчете на рубли 910 тысяч. Итого расходы на покупку, растаможку и доставку авто на территорию России составят:
Общая сумма – 1 523 600 рублей (+67% к начальной стоимости машины в Китае). К ней придется прибавить расходы, связанные с доставкой (перегоном) машины по территории России в регион проживания собственника, а также ее постановкой на государственный учет.
Пример растаможки китайского электрокара с пробегом – хэтчбек Geely Geometry 2021 года выпуска мощностью 204 л. с.:
Общая сумма – 2 467 730 рублей (+26% к начальной стоимости машины в Китае).
Подобрав выгодный вариант покупки нового или б/у автомобиля в Китае, нужно помнить о нескольких важных нюансах. Во-первых, приобретение машины не у официального дилера – это всегда отсутствие возможности получить гарантию.
Подбор авто через китайский сайт с уплатой комиссии за проверку технического обслуживания также не подходит, поскольку площадка несет ответственность за машины, которые после продажи эксплуатируются внутри страны.
Еще одна проблема может возникнуть с обслуживанием и ремонтом китайского автомобиля в России. Утверждать, что в России нет запчастей на «китайцев», нельзя, но поставки комплектующих все еще не достигли того объема, который бы позволил прийти в ближайших магазин и заказать нужную деталь.
Кроме того, существуют достаточно много относительно редких моделей китайских марок, которые штучно заводятся в РФ. Запчасти для них, скорее всего, придется заказывать из Китая.
В прошлом году примерно 80% новых автомобилей, ввезенных в Россию, были доставлены именно из КНР. Прямо сейчас эта страна является мировым лидером по продажам автомобильной техники, чем активно пользуются и крупные дилерские компании, и частники, являющиеся резидентами России.
Выгода «пригона» автомобиля из Китая в Россию в 2023 году очевидна, и она весьма ощутима даже при условии оплаты достаточно большой таможенной пошлины. Но об этом говорить корректно лишь на данный момент – в условиях «необоснованности отечественного ценообразования», которые, в теории, всегда могут поменяться.