6 Ноябрь 2025 Новости
С 1 декабря 2025 года в России изменятся правила расчета утилизационного сбора, которые, в том числе, затронут физических лиц при импорте автомобилей мощностью выше 160 л.c, а также последовательных гибридов и электромобилей. «Новый утильсбор» должны...
С 1 декабря 2025 года в России изменятся правила расчета утилизационного сбора, которые, в том числе, затронут физических лиц при импорте автомобилей мощностью выше 160 л.c, а также последовательных гибридов и электромобилей.
«Новый утильсбор» должны были принять 1 ноября 2025 года, но после общественного резонанса Минпромторг перенес на один месяц срок вступления новых правил.
Редакция GT-NEWS.RU подробно ознакомилась с проектом изменений, вводящих новые параметры для расчёта утильсбора. И на этой странице мы простым и человеческим языком постарались объяснить как нововведения отобразятся на импорте последовательных гибридов, а точнее на реальных примерах продемонстрируем на сколько именно вырастит размер утильсбора для популярных представителей класса: кроссоверы Li Auto, Voyah Free, Aito и Zeekr. Также опубликуем таблицу с новыми коэффициентами.
Популярные последовательные гибриды на российском рынке
В сентябре Министерство промышленности и торговли РФ подготовила проект изменений, предусматривающий изменения механизма расчёта коэффициента утильсбора, а именно предложено ввести новые показатели: мощность и тип двигателя. Напомним, до сих пор размер утильсбора определялся из возраста автомобиля и объема двигателя.
Помимо прочего, нововведения предполагают отмену так называемого льготного утильсбора для физических лиц на автомобили мощностью выше 160 л.с, а также на электромобили и последовательные гибриды, 30-минутная мощность которых выше 80 л.с.
То есть если раньше физлица при импорте, например, кроссовера Lixiang Li Auto L9 должны были уплатить утильсбор по льготной ставки, то есть символические 3,4 тыс рублей, то после 1 декабря 2025 года эта сумма вырастит до 1 828 000 рублей! А с 1 января 2026 года начнут действовать еще более высокие коэффициенты (таблица с коэффициентами опубликована ниже)!
Электрический минивэн Li Auto Mega
Минпромторг считает, что нынешняя формула устарела: малый объём вместе с высокой мощностью двигателей и рост гибридов/электрокаров требуют иного подхода к расчёту утильсбора.
Вот цитата:
«На данный момент в отношении легковых автомобилей установлены коэффициенты расчёта суммы утилизационного сбора в зависимости от объёма двигателя и года выпуска. При этом всё большим спросом пользуются высокомощные транспортные средства с небольшими объёмами двигателя, в том числе электромобили и последовательные гибриды. В связи с этим расчёт утильсбора на основании одного показателя – объёма двигателя – теряет актуальность.»
Гибридный кроссовер Aito M7 нового поколения
Утильсбор на последовательные гибриды после 1 декабря 2025 года для физических лиц вырастит в сотни раз. Подорожают и официально продаваемые модели, которые не производятся в России.
Раньше за кроссовер Lixiang Li Auto L9 владельцы платили утилизационный сбор по символической льготной ставке — всего 3,4 тысячи рублей. Теперь же сумма увеличивается до 1 828 000 рублей, и, согласно проекту, она будет расти с каждым годом.
Почему так много?
Всё просто: базовая ставка в 20 тысяч рублей умножается на новый коэффициент 91,40, что и даёт итоговые 1,828 млн рублей. Эти коэффициенты опубликованы в проекте изменений на официальном портале regulation.gov.ru.
Как уже сообщалось ранее, величина коэффициента определяется мощностью силовой установки. Для гибридных и электрических автомобилей учитывается так называемая 30-минутная мощность — у модели Lixiang Li Auto L9 она составляет 197 лошадиных сил.
Вот расчёт утилизационного сбора для наиболее популярных в России гибридных автомобилей последовательного типа (на основе их 30-минутной мощности):
Все указанные суммы рассчитаны по новой системе, учитывающей мощность силовой установки, и действуют в рамках проекта изменений, опубликованного на regulation.gov.ru.
Читайте также:
По нашему мнению, российский автопарк будет стареть и деградировать, а у местных автопроизводителей из-за отсутствия конкуренции не будет мотивации производить высокотехнологичную продукцию. Также в России производятся минимальное количество электромобилей и гибридов, и повышение утилизационного сбора на данную категорию автомобилей вряд ли исправит ситуацию.
На наш взгляд, отечественные производители всегда должны чувствовать угрозу от конкурентов из других стран, чтобы модернизировать свою продукцию, а изоляция рынка точно этому не способствует.
История с Tesla наглядно показывает, как Китай умеет использовать конкуренцию в своих интересах. Когда правительство страны допустило американскую компанию на свой рынок, это выглядело как уступка ради покупателей. На самом деле шаг оказался стратегическим: китайские автопроизводители получили возможность наблюдать за сильнейшим игроком, перенимать его технологии и стандарты. Tesla стала для них ориентиром, почти учебным пособием, а со временем — стимулом для собственного роста. Это действительно напоминало выпуск акулы в аквариум — и именно те «рыбки», что сумели приспособиться, теперь сами превратились в хищников мирового масштаба.

Читайте также: